Об Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Пухляковского сельского поселения на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

бюджетной и налоговой политики Пухляковского сельского поселения

на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов

 

 

Настоящие Основные направления разработаны с учетом основных приоритетов государственной политики Российской Федерации, Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21.02.2023, указов Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», итогов реализации бюджетной и налоговой политики в 2022 – 2023 годах, и основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.

Целью Основных направлений является определение условий и подходов, используемых для формирования проекта местного бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.

 

1. Основные итоги реализации

бюджетной и налоговой политики в 2022 – 2023 годах

 

В условиях важнейших исторических событий для Российской Федерации, обострения геополитических противоречий бюджетная политика Пухляковского сельского поселения в 2022 – 2023 годах была ориентирована на содействие структурной трансформации экономики Пухляковского сельского поселения, обеспечение стабильности финансовой системы Пухляковского сельского поселения и социальную поддержку ее жителей.

В целях нивелирования введенных против Российской Федерации внешнеэкономических санкций, обусловленных проведением специальной военной операции, федеральными органами государственной власти и муниципальными органами Пухляковского сельского поселения были приняты меры в целях поддержки экономики и граждан Российской Федерации.

Бюджетными параметрами были учтены приоритеты бюджетной политики по сохранению социальной стабильности, обеспечению первоочередных задач социально-экономического развития Пухляковского сельского поселения.

Несмотря на новую экономическую реальность, исполнение бюджета поселения обеспечено в 2022 году с ростом от показателей 2021 года.

Доходы бюджета поселения составили 12124,7 тыс. рублей, что выше плана на 0,3 процента, с уменьшением от 2021 года на 5,2 процента.

Собственные доходы бюджета поселения поступили в объеме 1924,9 тыс.рублей, с ростом к 2021 году на 9,1 тыс. рублей, или на 0,5 процента.

Расходы бюджета поселения исполнены в 2022 году в сумме 11681,6 тыс. рублей, или на 95,2 процента к плану.

По результатам исполнения бюджета поселения сложилось превышение доходов над расходами (профицит) в объеме 620,8 тыс.  рублей.

В сфере бюджетных расходов бюджетная политика реализовывалась с учетом новых задач по стабилизации и сбалансированности бюджета поселения.

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 16.04.2022 № 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», порядок учета и оплаты денежных обязательств получателей средств местного и бюджета осуществляется с учетом сокращения до 7 рабочих дней сроков оплаты поставленной продукции (выполненных работ/оказанных услуг) по муниципальным контрактам.

В качестве дополнительных мер поддержки экономики применяются увеличенные размеры авансирования контрактов до 50 процентов от их цены, до 90 процентов по контрактам на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт, контрактам, подлежащим казначейскому сопровождению.

Реализация масштабных антикризисных мер, принятых на федеральном и региональном уровнях, способствовала стабильности экономики и сохранению устойчивости бюджета Пухляковского сельского поселения Усть-Донецкого района.

За период I полугодия 2023 г. исполнение консолидированного бюджета Пухляковского сельского поселения Усть-Донецкого района обеспечено с положительной динамикой.

Доходы исполнены в сумме 17601,6 тыс. рублей, или на 55,4 процента к годовому плану, с ростом фактических поступлений от аналогичного периода 2022 года на 21,6 процента. В том числе собственные налоговые и неналоговые поступления составили 1077,1 тыс. рублей, с ростом от аналогичного периода прошлого года на 19,3 процента. Расходы исполнены в объеме 460,8 тыс. рублей, или на 44,6 процента к плану, с ростом к I полугодию 2022 г. на 74,8 процента.

Продолжена работа по увеличению налогового потенциала Пухляковского сельского поселения за счет повышения инвестиционной активности, созданию условий справедливой конкурентной среды, сокращению теневого сектора, стимулированию развития малого и среднего предпринимательства, сохранению всех предоставляемых Пухляковским сельским поселением эффективных налоговых льгот.

Пухляковского сельского поселения для своевременного получения информации, позволяющей оперативно оценивать складывающуюся экономическую ситуацию.

Проведена оценка эффективности налоговых расходов Пухляковского сельского поселения, обусловленных налоговыми льготами.

По результатам оценки налоговых расходов все налоговые льготы признаны эффективными.

По итогам I полугодия 2023 г. расходы местного бюджета с учетом их переформатирования в результате сложившейся экономии и невостребованных средств, увеличения за счет остатков 2022 года, привлечения дополнительных источников финансирования увеличены в сравнении с первоначально утвержденным бюджетом на 620,8 тыс. рублей.

С учетом дополнительных расходных обязательств в 2023 году параметры дефицита местного бюджета установлены в пределах 15 процентов от уровня налоговых и неналоговых доходов, что соответствует предельному значению, установленному статьей 921 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Социальные обязательства местного бюджета обеспечены финансированием в полном объеме.

 

2. Основные цели и задачи бюджетной и налоговой

политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов

 

Бюджетная и налоговая политика Пухляковского сельского поселения на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов будет соответствовать основным подходам, реализуемым в 2023 году с учетом эффективного расходования бюджетных средств, оптимизации и переформатирования расходов местного бюджета, создания резерва для обеспечения приоритетных и непредвиденных расходов местного бюджета.

Основные направления бюджетной политики на 2024 – 2026 годы сконцентрированы, в первую очередь, на реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации и Губернатором Ростовской области.

Безусловным приоритетом является достижение целей национального развития, выполнение социальных обязательств, повышение уровня жизни граждан. Во исполнение поручений Послания Президента Российской Федерации запланировано увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы в связи с увеличением минимального размера оплаты труда с 1 января 2024 г. до 19 242 рублей и необходимостью доведения уровня заработной платы работников бюджетного сектора до средней заработной платы по экономике Ростовской области.

Эффективное управление расходами будет обеспечиваться посредством перехода на новую систему управления муниципальными программами, предусматривающую перевод на единые проектные принципы управления, совершенствование механизма целеполагания с ориентацией на достижение приоритетов и целей муниципальной политики по соответствующим направлениям социально-экономического развития Пухляковского сельского поселения.

Инновации и технологическое развитие будут применяться для успешного внедрения новых технологий, что способствует росту экономики Пухляковского сельского поселения, повышению уровня жизни населения и созданию благоприятного инвестиционного климата.

Параметры местного бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Пухляковского сельского поселения на 2024 – 2026 годы, утвержденного постановлением Администрации Пухляковского сельского поселения от 19.09.2023 № 89.

В целях соблюдения финансовой дисциплины бюджетные проектировки планируются с учетом выполнения обязательств, предусмотренных соглашениями о предоставлении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности из областного бюджета.

Продолжится соблюдение требований бюджетного законодательства, предельного уровня муниципального долга и бюджетного дефицита, недопущение образования кредиторской задолженности.

 

2.1. Налоговая политика Пухляковского сельского поселения

на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов

 

В Пухляковского сельского поселения на 2024 год и на плановый период до 2026 года сохраняется курс на стимулирование экономической и инвестиционной активности, развитие доходного потенциала Пухляковского сельского поселения на основе экономического роста.

Основными задачами налоговой политики являются, с одной стороны, сохранение бюджетной устойчивости, получение необходимого объема бюджетных доходов, а с другой стороны, поддержка предпринимательской и инвестиционной активности, обеспечивающей стабильное экономическое развитие Пухляковского сельского поселения.

Достижение поставленных целей и задач будет основываться на следующих приоритетах:

1. Реализация существующего комплекса мер, направленных на формирование благоприятного инвестиционного климата и развитие конкурентоспособной инновационной экономики Пухляковского сельского поселения.

2. Содействие занятости населения и создание благоприятных налоговых условий, способствующих развитию предпринимательской активности и легализации бизнеса самозанятых граждан.

3. Обеспечение комфортных налоговых условий для отдельных категорий населения, нуждающихся в муниципальной поддержке.

4. Проведение оценки налоговых расходов, включающей оценку бюджетной, экономической и социальной эффективности, оценку совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) для стимулирующих налоговых расходов.

В трехлетней перспективе будет продолжена работа по укреплению доходной базы бюджета Пухляковского сельского поселения Усть-Донецкого района за счет наращивания стабильных доходных источников и мобилизации в бюджет поселения имеющихся резервов.

Продолжится взаимодействие исполнительных органов местного самоуправления Пухляковского сельского поселения с федеральными органами и областными органами исполнительной власти в решении задач по дополнительной мобилизации доходов.

Вектор деятельности направлен на обеспечение полноты уплаты налогов и выявления фактов умышленного занижения финансовых результатов для целей налогообложения, пресечение «теневой» экономики, нелегальной занятости, сокращение задолженности и применение полного комплекса мер принудительного взыскания задолженности, выявление и обеспечение постановки на налоговый учет всех потенциальных плательщиков и объектов налогообложения, привлечение к декларированию полученных доходов, эффективное использование имущества и земельных ресурсов.

Совершенствование нормативной правовой базы по вопросам налогообложения будет осуществляться в условиях изменений федерального налогового законодательства.

В целях повышения уровня самообеспеченности Пухляковского сельского поселения основной задачей остается расширение налогооблагаемой базы и улучшение инвестиционного климата.

 

2.2. Система управления

муниципальными программами Пухляковского сельского поселения

 

Начиная с 2024 года утверждена новая система управления муниципальными программами Пухляковского сельского поселения (далее – муниципальными программы), предусматривающая радикальную трансформацию инструмента муниципальных программ, пересмотр подходов к их разработке и реализации.

Полностью изменена структура муниципальных программ посредством четкого разграничения расходов на проектную деятельность, направленную на конкретный уникальный результат (региональные проекты), и процессную деятельность, направленную на решение текущих задач социально-экономического развития (в рамках комплексов процессных мероприятий).

Достижение национальных целей развития остается ключевой задачей бюджетной политики, на решение которой направлено изменение структуры и повышение результативности расходов. Важным инструментом достижения национальных целей также будут являться региональные проекты, направленные на реализацию национальных целей развития, а также иные региональные проекты, направленные на достижение целей социально-экономического развития Пухляковского сельского поселения.

В Пухляковского сельского поселения с 2024 года финансовое обеспечение проектной части муниципальных программ, направленным на социально-экономическое развитие Пухляковского сельского поселения.

Реализация муниципальных программ с учетом проектных принципов управления потребует применения гибкой и комплексной системы управления бюджетными расходами, а также постоянного контроля за прозрачностью и эффективностью расходования выделяемых на их реализацию средств.

 

2.3. Основные направления

бюджетной политики в области социальной сферы

 

Одним из основных подходов бюджетной политики в области социальной сферы является увеличение уровня доходов граждан.

Социальные выплаты, увеличены на уровень инфляции в 2024 – 2026 годах, утвержденный прогнозом социально-экономического развития Пухляковского сельского поселения на 2024 – 2026 годы.

Повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы планируется согласно указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», с учетом необходимости сохранения соотношения средней заработной платы отдельных категорий работников с показателем «среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности)» на 2024 – 2026 годы.

В целях ежегодного повышения оплаты труда работников муниципальных учреждений Пухляковского сельского поселения (в части субсидий местного бюджета), на которые не распространяется действие указов Президента Российской Федерации 2012 года, предусмотрена индексация расходов на уровень инфляции в 2024 – 2026 годах, утвержденный прогнозом социально-экономического развития Пухляковского сельского поселения на 2024 – 2026 годы.

Также запланировано повышение расходов на заработную плату отдельных низкооплачиваемых категорий работников до уровня минимального размера оплаты труда.

Бюджетная политика в Пухляковского сельского поселения направлена на обеспечение в первоочередном порядке законодательно установленных мер социальной поддержки граждан и повышение качества услуг в отраслях социальной сферы.

 

 

2.3.1. Социальная политика

 

В сфере социальной политики Пухляковском сельском поселении предусмотрено увеличение уровня доходов граждан.

Социальные выплаты будут увеличены на уровень инфляции в 2024 – 2026 годах, утвержденный прогнозом социально-экономического развития Пухляковского сельского поселения на 2024 – 2026 годы.

 

2.3.2. Культура

 

В сфере культуры продолжится финансовое обеспечение деятельности муниципальных учреждений культуры, проведение мероприятий.

 

2.3.3. Физическая культура и спорт

 

Основное внимание направлено на повышение мотивации жителей Пухляковского сельского поселения к регулярным занятиям физической культурой и спортом и ведению здорового образа жизни, развитие инфраструктуры физической культуры и спорта, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, создание условий для успешного выступления спортсменов Пухляковского сельского поселения на спортивных соревнованиях и совершенствования системы подготовки спортивного резерва.

 

2.4. Национальная экономика

 

Важнейшим приоритетом в расходах местного бюджета по-прежнему остается финансовая поддержка национальной экономики.

Бюджетная политика в области развития малого и среднего бизнеса направлена на создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности на территории Пухляковского сельского поселения.

Для решения данной задачи запланированы мероприятия, направленные на стимулирование малого и среднего предпринимательства. Стимулирование планируется осуществлять, как и в предыдущие годы с использованием финансовой, организационной, информационной и консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Активизации инвестиционной деятельности, увеличению притока инвестиций в экономику, продвижению инвестиционной привлекательности Пухляковского сельского поселения будут способствовать региональные институты поддержки бизнеса.

Будет продолжена работа по повышению туристкой привлекательности на территории Пухляковского сельского поселения, развитию внутреннего и въездного (международного) туризма.

 

 

2.5. Жилищно-коммунальное хозяйство

 

В 2024 году и плановом периоде 2025 и 2026 годов планируется значительная поддержка жилищно-коммунального хозяйства, в том числе на мероприятия по:

формированию современной городской среды, благоустройству общественных территорий населенных пунктов;

Предусмотрена реализация мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок в границах поселения и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде.

 

3. Повышение эффективности

и приоритизация бюджетных расходов

 

Бюджетная политика в сфере расходов направлена на безусловное исполнение действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их приоритизации и повышения эффективности использования финансовых ресурсов.

Главным приоритетом при планировании и исполнении расходов местного бюджета является обеспечение в полном объеме всех конституционных и законодательно установленных обязательств государства перед гражданами.

В целях создания условий для эффективного использования средств местного бюджета и мобилизации ресурсов продолжится применение следующих основных подходов:

формирование расходных обязательств с учетом переформатирования структуры расходов местного бюджета исходя из установленных приоритетов;

разработка местного бюджета на основе муниципальных программ с учетом интегрированных в их структуру региональных проектов;

развитие механизмов организации оказании услуг в социальной сфере, направленной на повышение качества и доступности для их получателей;

неустановление расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

активное привлечение внебюджетных ресурсов, направление средств от приносящей доход деятельности, в том числе на повышение оплаты труда отдельным категориям работников, поименованных в указа Президента Российской Федерации 2012 года;

совершенствование межбюджетных отношений.

 

4. Основные подходы

к формированию межбюджетных отношений

 

Основным направлением бюджетной политики в сфере межбюджетных отношений является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета поселения.

В целях повышения качества управления муниципальными финансами, повышения ответственности за проводимую бюджетную политику, в том числе обеспечения финансовыми ресурсами первоочередных социально значимых расходов местного бюджета, продолжится практика заключения с Министерством финансов соглашений, предусматривающих мероприятия по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов, а также проведение оценки качества управления бюджетным процессом в муниципальном образовании Пухляковского сельского поселения.

В связи с этим продолжится мониторинг планирования и исполнения бюджета муниципального образования, контроль за соблюдением требований бюджетного законодательства, своевременным исполнением принятых расходных обязательств.

Субсидии бюджету муниципального образования на софинансирование расходных обязательств будут также предоставляться в рамках муниципальных программ на основании соглашений с главными распорядителями средств местного бюджета.

Сохранится порядок определения уровней софинансирования при получении субсидий из областного бюджета, основанный на едином подходе ко всем территориям с учетом их бюджетной обеспеченности.

Для повышения общественного участия граждан в процессе принятия бюджетных решений продолжится практика реализации инициативных проектов.

Заключение муниципальным образованием соглашений, предусматривающих мероприятия по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов, продолжится посредством Единой автоматизированной системы управления общественными финансами в Ростовской области.

 

5. Обеспечение сбалансированности местного бюджета

 

В условиях, когда российская экономика вступила в фазу структурной перестройки из-за введения беспрецедентных внешних торговых и финансовых ограничений, особенно важно обеспечить бюджетную устойчивость и сбалансированность местного бюджета.

Для поддержания текущей ликвидности в течение года планируется использование таких инструментов, как управление остатками средств на едином счете местного бюджета, а также привлечение краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете местного бюджета, предоставляемых Управлением Федерального казначейства по Ростовской области.

 

6. Совершенствование системы внутреннего

муниципального финансового контроля

и контроля финансового органа в сфере закупок

 

В целях создания условий для повышения эффективности бюджетных расходов при осуществлении полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю продолжится применение следующих основных подходов:

применение единых федеральных стандартов внутреннего муниципального финансового контроля и единых форм документов, оформляемых органами внутреннего муниципального контроля;

применение риск-ориентированного подхода к планированию и осуществлению контрольной деятельности;

использование цифровых технологичных инструментов (единой информационной системы в сфере закупок, подсистема информационно-аналитического обеспечения государственной интегрированной информационной системы «Электронный бюджет», информационная система «Единая автоматизированная система управления общественными финансами в Ростовской области»);

обеспечение непрерывного процесса систематизации, анализа, обработки и мониторинга своевременного устранения нарушений, выявленных в ходе проведения контрольных мероприятий, и принятия объектами контроля мер, направленных на их недопущение;

совершенствование методологической базы осуществления муниципального финансового контроля, учет и обобщение результатов контрольной деятельности;

проведение профилактической работы по предупреждению нарушений бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок;

обеспечение применения ответственности за нарушения бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Заказчики будут обязаны с 1 апреля 2024 г. заключать структурированные контракты в форме электронного документа по результатам электронных процедур, а с 1 июля 2024 г. – формировать и заключать соглашения об изменении и расторжении контракта в электронном виде в единой информационной системе в сфере закупок. Указанные новации позволят:

снизить риски ошибок заказчиков за счет автоматического заполнения большей части информации;

обеспечить однократный ввод юридически значимой информации и ее последующий автоматизированный контроль, в том числе финансовый;

обеспечить автоматическое формирование сведений в реестре контрактов.

Кроме того, с 1 января 2024 г. распоряжения о совершении казначейских платежей будут формироваться посредством единой информационной системы в сфере закупок, что также позволит сократить сроки оплаты по контрактам.

Финансовые органы с 1 января 2024 г. будут осуществлять контроль за соответствием вносимой в реестр контрактов информации, в том числе: в части реквизитов счета заказчика и поставщика; об удержании суммы не исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком из суммы, подлежащей уплате поставщику (подрядчику, исполнителю); о размере налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в случае уменьшения суммы, подлежащей уплате заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю), на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей.

Внедрение и применение указанных механизмов способствует совершенствованию финансового контроля, направленному на предупреждение нарушений в финансово-бюджетной сфере и сфере закупок, а также повышению финансовой дисциплины при использовании бюджетных средств.